MESSAGE
Спецвыпуск.
Результаты
исследования
MediaFactor "Чего
хочет пресса?"
[ТЕХНОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ]

Исследование
MediaFactor
ЧАСТЬ 2

DeskTop

Какая информация нужна журналисту?
Какой ньюсмейкер нужен журналисту?
 в следующем номере читайте также:
Как правильно «дружить» с журналистом?
Интервью с председателем Союза журналистов

Какая информация нужна журналисту?
В подавляющем большинстве случаев «свежесть и новизна» информации оказываются на первом месте среди требований, необходимых для публикации. Примечательно, что обе группы схожи в своих оценках (см График 3 - журналисты-59%, ньюсмей-керы-63%).
Очевидно, первое требование любого журналиста – это сообщение фактов. Ему нужны ответы на его извечные вопросы: «Кто», «Что», «Почему», «Где», «Когда» и «Как». Хорошее сырье для журналиста – готовый набор фактов, конструктор для его статьи или репортажа. Однако, чтобы попасть в газеты или эфир, мало быть просто фактом.
«свежесть и новизна» информации оказываются на первом месте среди требований, необходимых для публикации
Интересен только тот материал,   который создает впечатление открытия  –  он должен
быть «впервые». Отсюда одна из ключевых задач ньюсмейкера – следить за свежестью фактов. Существенно реже на первом месте оказывается «масштаб влияния на аудиторию». И все же каждый пятый респондент (22% - у журналистов и 18% - у ньюсмейкеров на Графике 3) поставил «масштаб» на первое место. «Масштаб» можно определить как это силу воздействия информации, степень ее охвата и грандиозности в глазах зрителей и читателей. Миллионы людей, миллионы долларов, миллионы тонн – все это масштабно и потому цитируемо.
Еще реже на первом месте среди факторов,
Представление некоторых ньюсмейкеров о том, что отсутствие новости можно заменить драматургией – это иллюзия
определяющих, попадет данная информация в печать или нет – «наличие конфликта и драмы». Это своего рода принцип контраста – противопоставление нового и старого, большого и малого, подлого и благородного. Диалектика, где неизбежны «единство и борьба противоположностей», конфликт, столкновение точек зрения – все это интересно журналисту, но не само по себе, а скорее как средство подачи новых фактов. Только каждый десятый респондент ставит «наличие конфликта и драмы» на первое место (13% у журналистов и 9% у ньюсмейкеров). Представление некоторых ньюсмейкеров о том, что отсутствие новости можно заменить драматургией – это иллюзия.
Еще большая иллюзия – попытка создать новость за счет вовлечения «звезд». Конечно, при прочих равных о мероприятии с участием узнаваемых медиа-персонажей напишут больше, однако на первое место этот фактор поставили только 6% журналистов.
График 3. Какая информация нужна журналисту
Какими качествами должна обладать информация,
чтобы попасть в печать?
(что на первом месте)
Какие еще требования к информации предъявляет журналист? Об этом мы спросили самих журналистов в серии глубинных интервью. Далее приводим наиболее типичные ответы на вопрос «Что для вас «хорошая история», каким должен быть материал, достойный публикации?».

Дмитрий Желобков, ведущий программ на Радио России:
«Хорошая история, это когда у журналиста округляются глаза. Это история, которую знали, ожидали, но только не от тебя. То есть ты должен выдать либо документальную сенсацию, либо рассказать так, чтобы это не предполагалось быть услышанным. Например, Михаил Прохоров дает интервью Советскому спорту. Оказывается он был владельцем баскетбольного ЦСКА! Клубом Армии руководят деньги частного предпринимателя!
Хорошая история, это когда у журналиста округляются глаза. Это история, которую знали, ожидали, но только не от тебя
Я не знал, что когда Гомельский понял, что ЦСКА гибнет, он пришел к своему старому другу Прохорову и попросил денег. А вся история вскрылась только после Куршевеля. Неожиданно!

Вячеслав Волков, ведущий делового ток-шоу на Пятом канале:
«Очень хороший есть американский журналист Марк Уайлд. Я прослушал у него курс лекций… он всегда говорил – вы должны ставить себя на место зрителя – вы не корреспондент, вы просто человек, который пришел и
включил телевизор – представьте себя на его месте и спросите себя – вам интересно? Если вас зацепит при этом собственный материал, если у вас не возникнет вопросов (неясностей); если ты доносишь информацию (не создаешь ее, а именно доносишь) – тогда материал «то, что надо».

Лев Николаев, ведущий телепрограмм, известный научный деятель:
«Не стоит скромничать, следует подчеркивать всякий раз, что о чем-то вы говорите впервые, что раньше это было неизвестно, что найден новый документ… Это привлекает зрителя и повышает его интерес. Зрители любят узнать, что им сообщают что-то доселе неизвестное»… (из книги П. Шеремета «ТВ: между иллюзией и правдой жизни».

Владимир Полупанов, музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и Факты», ведущий передач на «Радио 7»:
«Для меня это история Шевчука, который был в горячих точках и, вернувшись, очень красиво и живо рассказывал о своей поездке в Таджикистан на границу. Это истории с мясом с нервом, реальные, невыдуманные. Я помню, мы на третью полосу поместили в АиФ историю Шевчука о его предчувствии третьей мировой войны. То есть правдивость, наличие человеческого фактора... и конечно масштаб. Очень важен масштаб. Если это история сугубо личная типа «Каравана историй» с Никитой Джигурдой и Мариной Анисимовой с подробностями о том, как они там рожали ребенка... то это, мне кажется, совершенно лишнее. Нужны истории, которые трогают максимальное количество людей.

Какой ньюсмейкер нужен журналисту?
В ходе исследования MediaFactor мы задали вопрос «Какие качества ньюсмейкера повлияют на решение журналиста обратиться к нему еще раз в будущем?» 100 журналистам и 100 ньюсмейкерам. Как видно из Графика 4, главным качеством ньюсмейкера является «компетентность» - как с точки зрения журналистов (58% поставили «компетентность» на первое место), так и с точки зрения самих ньюсмейкеров (77%).
Главным качеством ньюсмейкера явля- ется «компетентность» - как с точки зрения журналистов (58%), так и с точ- ки зрения самих ньюсмейкеров (77%)
Однако с чем связано
расхождение почти в 20%? Возможно, это объясняется с тем, что ньюсмейкеры включают в понятие «компетентность» больше, чем журналисты. С точки зрения интересов компании, ньюсмейкер должен не только иметь право говорить в смысле знания предмета, но и в смысле статуса и полномочий давать комментарии по данной теме, в данное время. С точки зрения интересов СМИ, иногда быстрый комментарий от менее статусного источника является более ценным, чем цитата первого лица, которую приходится ждать слишком долго.
Любопытно, что «умение говорить» на первое место поставили всего 2% тех, кто говорит со СМИ от лица организаций. Журналисты ценят это умение гораздо выше (27% поставили его на первое место).
Быстрый комментарий от менее ста- тусного источника является более цен- ным, чем цитата первого лица, кото- рую приходится ждать слишком долго
Что же касается личного обаяния и открытости, то эти качества оказались «аутсайдерами» у обоих групп.
График 4. К какому ньюсмейкеру журналист будет обращаться постоянно
Какие качества Ньюсмейкера повлияют на решение
Журналиста обратиться к нему еще раз в будущем?
(что на первом месте)?
А вот что сказали сами журналисты на вопрос об «идеальном» ньюсмейкере в ходе глубинных интервью:

Вячеслав Волков, ведущий делового ток-шоу на Пятом канале:
«Это человек а) расположенный к общению б) обладающий информацией. Конечно, мы стараемся пригласить наиболее компетентного ньюсмейкера…».

Владимир Полупанов, музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и Факты», ведущий передач на «Радио 7»:
«Идеальный ньюсмейкер – это тот, кто умеет работать со словом, грамотно излагать свои мысли. Например, это Артемий Троицкий: если его записать, потом ничего не нужно править».
Хороший ньюсмейкер это человек:
а) расположенный к общению
б) обладающий информацией
Александр Архангельский, ведущий телеканала «Культура»:
«Этот человек должен что-то сделать в жизни. Он должен
хорошо говорить. Он должен быть обаятелен (все равно – положительно или отрицательно). Если эти качества совпадают, тогда все получится» (из книги П. Шеремета «ТВ: между иллюзией и правдой жизни».

Анна Субботина, телеведущая, телеканал ТВЦ: «Это люди.., которые скажут, как надо. Например, Швыдкой хорошо говорит: он не перетягивает на себя одеяло и отвечает на вопрос Также [общественный] вес и статус имеют большое значение...».
Идеальный ньюсмейкер – это тот, кто умеет работать со словом, грамотно излагать свои мысли
Обратите внимание на ожидание журналистов - «скажут как надо…». Очевидно, сюда входит не только умение грамотно говорить, но и говорить то, что вписывается в тему, в замысел материала. Именно «уместность для данной ситуации или темы» оказалась на первом месте (44%) среди факторов, определяющих то, кому доверится журналист при подготовке материала (здесь приводится только мнение журналистов – см. График 4.1).
График 4.1 Какому ньюсмейкеру доверится журналист
Какому Ньюсмейкеру вы доверитесь при подготовке
материала что на первом месте, %)?
Любопытно, что «известность» оказалась только на третьем месте (18%). «Самые смотрибельные программы – это не те, где выступали самые известные, а те, где появились самые яркие – независимо от того, знает их аудитория или нет», - говорит телеведущий Александр Архангельский. Что касается «личных отношений», мало кто из журналистов решился признать, что они влияют на выбор ньюсмейкера (9%).

FeedBack
Читателями MESSAGE являются более 1000 HR и PR менеджеров и директоров крупнейших компаний. Хотите выразить свое мнение по ключевыми темам? Стать автором статьи? Предложить новые идеи для исследований? MESSAGE приветствует любую обратную связь! Полную версию исследования MediaFactor «Чего хочет пресса?» вы можете запросить по тел. 980-19-10 или по почте sergey.kuzin@media-factor.ru
С уважением,
Команда MediaFactor
Отв. за выпуск Сергей Кузин,
sergey.kuzin@media-factor.ru

www.media-factor.ru | result@media-factor.ru | + 7.495.980.19.10