MESSAGE
Спецвыпуск.
Результаты
исследования
MediaFactor "Чего
хочет пресса?"
[ТЕХНОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ]

Исследование
MediaFactor
ЧАСТЬ 1

DeskTop

Что движет журналистом?
Какими установками руководствуется журналист в отношениях с ньюсмейкерами?
 в следующем номере читайте также:
Какая информация нужна журналисту?
Какой ньюсмейкер нужен журналисту?
Как правильно «дружить» с журналистом?
Интервью с председателем Союза журналистов

Результаты исследования «Чего хочет пресса?»
В июне-декабре 2009 года компания MediaFactor провела исследование под общим названием «Чего хочет пресса?» . Главным результатом этого исследования стало более глубокое понимание специфики работы журналистов. Опрос более чем 200 специалистов по обе стороны «баррикад» - ньюсмейкеров и журналистов, а также серия из 20 глубинных интервью с наиболее успешными представителями профессии помогли ответить на такие вопросы, как:
1) Что движет журналистом? Каков список его профессиональных приоритетов? Что важно для него в первую очередь, а что имеет мало значения?
2) Какими установками руководствуется журналист в отношениях с ньюсмейкерами? В чем заключаются главные претензии журналистов и ньюсмейкеров друг к другу? Как те и другие делят отвествтенность за «некорректное» освещение?
3) Какая информация нужна журналисту? Каким должен быть материал, чтобы попасть в печать или в эфир с наибольшей вероятностью? Каково мнение ньюсмейкеров по этому поводу?
4) Какой ньюсмейкер нужен журналисту? Каким должен быть «источник», чтобы журналист обращался к нему снова и снова?
5) Как правильно «дружить» с журналистом? Как журналисты относятся к дружбе со своими источниками? Как личные отношения с представителем прессы влияют на качество освещения?
Результаты исследования MediaFactor прокомментировал председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов в специальном интервью для журнала MESSAGE.
В этом выпуске мы ответим на первые два вопроса - 1) Что движет журналистом?
и 2) Какими установками он руководствуется отношениях с ньюсмейкерами. Ответы на остальные вопросы читайте в следующих выпусках.

Что движет журналистом?
Известная в США журналистка, ныне медиаконсультант Юдит Хоффман (Judith Hoffmann) в своей книге выделяет личные амбиции журналистов как один из главных «локомотивов» их профессионального роста. По ее мнению журналистами часто движет работа на собственную репутацию, мнение босса и коллег, мнение читателей / зрителей. Второе место занимают тема, источник и конфликт – вещи, имеющие прямое отношение к ежедневной работе журналиста. Примечательно, что исследование MediaFactor (см График 1) показало почти обратную картину: большая часть журналистов на вопрос «Что вами движет?» говорили о «стремлении докопаться до истины» (44%) и «социальном служении» (26%). Только 30% респондентов напрямую заявили, что ими движут факторы личного плана, такие как «личная карьера», «желание хорошо выполнить задание редактора» и прочие карьерные мотивы.
График 1. Что движет журналистом?
Что чаще всего движет лично Вами
при подготовке материала?
Однако глубинные интервью с ведущими представителями профессии подтвердили, что именно личные амбиции чаще оказываются важнее. «Журналист начинает свою карьеру, будучи очень злым и пишет злые статьи для того, чтобы зацепить артиста, сделать ему больно» - говорит Владимир Полупанов, музыкальный обозреватель «АиФ». «Журналистов, сеющих «разумное доброе вечное» с каждым годом становится все меньше. В лучшем случае это процентов пять». Иногда под «личными амбициями» скрывается не столько слава и деньги, сколько возможность общаться с известными и успешными людьми.
Журналист начинает свою карьеру, будучи очень злым и пишет злые статьи для того, чтобы зацепить артиста, сделать ему больно
Максим Кашулинский, главный редактор русского Forbes: “Я не отношу себя к богатым и знаменитым, но наши герои, предприниматели, мне очень интересны. Это часто уникальные люди. Возможность общаться с ними - одно из преимуществ моей работы”.
Так что же заставляет молодых амбициозных гуманитариев идти на довольно низкооплачиваемую работу в новостные редакции, а состоявшихся журналистов – работать именно так, как они работают сейчас? Проведенное исследование позволяет нам выделить три главных мотива:
Мотив №1: «Тщеславие». Журналистика, по крайней мере, в России, – молодая профессия. Средний возраст сотрудника новостных редакций не превышает 25-30 лет. В этом возрасте возможности, которые дает журналистское удостоверение – статус, общение с сильными мира сего, возможность быть замеченным благодаря собственному таланту – определяют
отношение к работе, заставляют почти в буквальном смысле «рыть землю» в поисках нужной информации, сутками выкладываться в редакции и «в полях».
Средний возраст сотрудника новостных редакций не превышает 25-30 лет.
Мотив №2: «Самореализация». Журналистика – одна из немногих профессий, которая позволяет быстро увидеть и оценить результат собственного интеллектуального труда. Более того, качество продукта позволяет рассчитывать на дальнейший успех. Профессия сродни предпринимательской стезе - у вас всегда есть шанс сорвать «большой куш» или, рискнув, потерять заработанное. Этот вызов готовы принять немногие.
Мотив №3: «Инстинкт убийцы» Какую роль играет тема репортажа или статьи? Насколько история ньюсмейкера интересна журналисту? Или, как это часто бывает, она больше интересна самому ньюсмейкеру?
Обладание ценной информацией для журналиста – синоним успеха, так же как для лидера бизнеса – подписание выгодной сделки.
Вопрос сложный, но не риторический. Тема, как правило, не имеет принципиального значения, если не обладает конфликтным потенциалом. Поставьте себя на место журналиста – ежедневная рутина гарантированно убивает результат, в то время как острая проблематика воскрешает инстинкты охотника. Эти редкие моменты и есть то, что ищет настоящий журналист в своей профессии. Обладание ценной информацией для журналиста – синоним успеха, так же как для лидера бизнеса – подписание выгодной сделки.

Журналисты и ньюсмейкеры: претензии взаимны?

Николай Мамулашвили, известный эфирный журналист, рассказал нам любопытную историю. Однажды он решил снять фильм о боевых дельфинах. Он собрал съемочную группу и отправился на тренировочную базу. Как ни странно, его попытки натолкнулись на жесткое сопротивление начальника службы. Причина крылась в том, что, оказывается, когда-то некий журналист, делая репортаж, вдруг добавил «от себя», что дельфины, мол, готовятся к продаже в Иран для ведения боевых действий на море. Это было нелепой ложью. Только после двухчасовых переговоров удалось убедить генерала в честности намерений и начать съемки.
Большинство журналистов (83%) считают, что «ньюсмейкеры скрывают и замаливают информацию чаще, чем этого требует здравый смысл» (см. График 2). По их мнению, ньюсмейкеры слишком часто избирают политику закрытости, не комментируя события, уклоняясь от интервью. Однако мнение самих ньюсмейкеров почти противоположно – только 20% из них согласились с утверждением об излишней закрытости.
Большинство журналистов (83%) считают, что «ньюсмейкеры скрывают и замаливают информацию чаще, чем этого требует здравый смысл»
У ньюсмейкеров свои претензии. Большинство тех, кто
говорит со СМИ от лица компаний (77%) считает, что «журналист пытается найти негатив даже там, где его нет» (интересно, что 57% самих журналистов поддерживают это утверждение). Возможно, преувеличенная в глазах журналистов «закрытость» ньюсмейкеров связана с преувеличенным в глазах ньюсмейкеров стремлением журналистов найти негатив любыми средствами. Либо «закрытость» ньюсмейкеров создает информационный вакуум, который часто заполняется негативными домыслами.
Большинство тех, кто говорит со СМИ от лица компаний (77%) считает, что «журналист пытается найти негатив даже там, где его нет»
Еще одна распространенная причина недовольства друг другом – искажения при публикации в СМИ. Правда, здесь журналисты и ньюсмейкеры единодушны – большинство (ок. 70%) из обеих опрошенных групп согласны с утверждением, что «некорректное освещение событий - вина журналистов» (см График 2). Действительно, печатный станок и эфирная кнопка в конечном счете контролируются самими СМИ, а не их источниками (только 4% журналистов относят искажения на счет «случайности»). Таким образом, обе стороны чаще всего называют «непрофессионализм журналистов» как «наиболее частую причину искажения информации в СМИ» (с этим согласны 73% ньюсмейкеров и 45% журналистов). Очевидно, что в случае реальных конфликтов по поводу «некорректного» освещения ньюсмейкерам не стоит рассчитывать на раскаяние 45% журналистов. Ведь «некорректность» освещения теми и другими понимается по-разному.
График 2. Журналисты и ньюсмейкеры: взаимные претензии
Оцените следующие утверждения:
«Некорректное освещение событий- вина Журналистов»
«Ньюсмейкеры скрывают и замалчивают информацию чаще,
чем этого требует здравый смысл»
«Журналисты пытаются найти негатив даже там, где его нет»
Кроме того, стоит иметь в виду три классических этапа коммуникации – источник, канал и получатель. На каждом этапе могут быть издержки, которые, вследствие разных причин, ведут к ошибкам в опубликованном тексте. Так, 64% журналистов согласились, что «мнение редактора о том, что и как должно быть опубликовано является определяющим». Если это мнение редактора вдруг не совпало с позицией самого журналиста, то ньюсмейкер в еще меньшей степени может рассчитывать на полное, объективное и точное освещение. Если прибавить к этому постоянный цейтнот и тот факт, что в производство медийного продукта вовлечен далеко не только автор и источник, то становится понятно, почему искажения в СМИ просто неизбежны.
График 2.1. Причина искажений в СМИ
В чем, на ваш взгляд, наиболее частая причина искажения информации в СМИ?
(что на первом месте)

FeedBack
Читателями MESSAGE являются более 1000 HR и PR менеджеров и директоров крупнейших компаний. Хотите выразить свое мнение по ключевыми темам? Стать автором статьи? Предложить новые идеи для исследований? MESSAGE приветствует любую обратную связь! Полную версию исследования MediaFactor «Чего хочет пресса?» вы можете запросить по тел. 980-19-10 или по почте sergey.kuzin@media-factor.ru
С уважением,
Команда MediaFactor
Отв. за выпуск Сергей Кузин,
sergey.kuzin@media-factor.ru

www.media-factor.ru | result@media-factor.ru | + 7.495.980.19.10